МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ ВОДИТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ КАТЕГОРИИ «В» Каменск-Уральский 2022г. 1. Общие положения 1.1. Главной задачей является подготовка и воспитание квалификационных водителей транспортных средств. Основные задачи учебно-воспитательного процесса – удовлетворение потребностей в квалифицированных работниках с профессиональным образованием, обучающихся посредством получения профессионального образования по соответствующей специальности, направлению подготовки и квалификации. 1.2. Методические рекомендации по организации образовательного процесса разработаны в соответствии с требованиями Федеральных законов «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании»; Постановлениями Правительства Российской Федерации: «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», «Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений» и других нормативных правовых актов. 1.3. Профессиональная подготовка водительских кадров заключается в реализации программ профессионального обучения водителей транспортных средств, разработанных на основании примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств, утверждённых приказом Министерства образования и науки России от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026). 1.4. Содержание Программ представлено: пояснительной запиской; учебным планом; рабочими программами учебных предметов; планируемыми результатами освоения программы; условиями (организационно-педагогические, кадровые, информационно-методические, материально-технические) реализации программы; системой оценки результатов освоения программы; учебно-методическими материалами, обеспечивающими реализацию программы. 1.5. Учебный план содержит перечень учебных предметов базового цикла, специального цикла и профессионального цикла с указанием времени, отводимого на освоение учебных предметов, включая время, отводимое на теоретические и практические занятия. 1.6. Условия реализации Программ составляют требования к учебно-материальной базе организации, осуществляющей образовательную деятельность. 1.7. Подготовка граждан на право управления транспортными средствами на категорию «В » осуществляется образовательными учреждениями и организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Лицензирование образовательной деятельности в сфере подготовки водителей транспортных средств осуществляется Министерством образования Свердловской области. 1.8. Подготовка водителей транспортных средств, осуществляется из числа лиц, состояние здоровья которых соответствует медицинским требованиям, имеющих образование не ниже основного общего и возраст которых к концу обучения соответствует требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения». 1.9. Переподготовка водителей на право управления транспортными средствами с категории на другую категорию осуществляется из числа водителей, имеющих удостоверения с разрешающими отметками в водительском удостоверении. 1.10. Подготовка водителей осуществляется в очной форме обучения. Занятия могут организовываться как в дневное время, так и в вечернее, а также в группах выходного дня. 1.11. Сроки обучения определяются исходя из объёма учебных программ. 1.12. Образовательное учреждение может на договорных условиях оказывать консультационные и другие дополнительные услуги в области подготовки водительских кадров. 2. Права и обязанности участников образовательного процесса 2.1 Права и обязанности обучающихся 2.1.1. Права и обязанности обучающихся регламентируются уставом образовательного учреждения, а также договором об оказании образовательных услуг, заключенным между образовательным учреждением и обучающимся. Обучающиеся имеют право: — на приобретение профессиональных знаний и практических навыков в соответствии с действующими учебными планами и программами; — на получение свидетельства об окончании обучения при успешном прохождении итоговой аттестации — на уважение их человеческого достоинства, свободу совести, информацию, свободное выражение собственных взглядов и убеждений, если они не противоречат общепринятым нормам. 2.1.2. Обучающиеся обязаны: — овладевать знаниями, выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами обучения; — соблюдать требования устава образовательного учреждения. Правил внутреннего распорядка, техники безопасности, санитарно-гигиенических норм и правил и распоряжений администрации; — достойно вести себя в образовательном учреждении, уважать достоинство других людей, их взгляды и убеждения. 2.2. Учебно – материальная база. 2.2.1. Для обеспечения реализации учебных программ подготовки (переподготовки) водителей образовательное учреждение должно иметь необходимую учебно-материальную базу, соответствующую условиям осуществления образовательного процесса по подготовке водителей транспортных средств. Типовые нормативы оснащения учебно-материальной базы для подготовки и переподготовки водителей изложены в примерных образовательных программах подготовки водителей транспортных средств по каждой категории, утвержденных приказом Министерства образования и науки России от 26.12.2013 N 1408 "Об утверждении программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 N 33026). 2.2.2. Учебно-методические материалы должны быть представлены: -примерной программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств соответствующих категорий; -программой профессиональной подготовки водителей транспортных средств, согласованной с Госавтоинспекцией и утвержденной руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность; -методическими рекомендациями по организации образовательного процесса, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность; -материалами для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность. 2.3. Права и обязанности работников образовательного учреждения 2.3.1. Права и обязанности работников образовательного учреждения регламентируются законодательством Российской Федерации, уставом образовательного учреждения, настоящими Рекомендациями и заключенным договором с образовательным учреждением. 2.3.2. Работники образовательного учреждения имеют право: — на получение работы, обусловленной договором; — на оплату труда в соответствии с Положением об оплате труда учреждения; — на материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности; — на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний, обеспечивающих высокое качество подготовки обучающихся; — разрабатывать и вносить предложения по совершенствованию воспитательной, учебной и методической работы; — иные права, предусмотренные договором, уставом образовательного учреждения, законодательством Российской Федерации. 2.3.3. Работники образовательного учреждения обязаны: — строго выполнять требования устава образовательного учреждения, настоящие рекомендации и свои функциональные обязанности; — проводить на высоком методическом уровне занятия, формировать у обучаемых необходимые умения и навыки, готовить их к самостоятельной, безаварийной эксплуатации транспортных средств, тесно взаимодействуя в образовательном процессе с мастерами производственного обучения; — вносить предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, внедрению наиболее эффективных форм и методов обучения, применению технических средств обучения; — внедрять в учебно-воспитательный процесс современные методические приемы и технологии обучения, основанные на отечественном и зарубежном опыте; — совершенствовать учебно-материальную базу, следить за состоянием, сохранностью и правильной эксплуатацией учебного оборудования и техники; — обеспечивать при проведении занятий высокую организованность, дисциплину, порядок и соблюдение обучающимися правил и мер безопасности; — постоянно совершенствовать свои профессиональные знания, проходить обучение на курсах повышения квалификации; — в своей деятельности уважать честь и достоинство обучаемых, не допускать к ним методов физического и психологического насилия; — нести ответственность за соблюдение обучающимися правил техники безопасности на занятиях. 2.4. Требования к педагогическому составу: К педагогическим работникам относятся преподаватели и мастера(инструкторы) производственного обучения образовательного учреждения. 2.4.2. Порядок комплектования персонала образовательного учреждения определяется приказами директора. На должности педагогического персонала могут быть приняты лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную аттестатами, дипломами об образовании, документами о повышении психолого-педагогической квалификации. 2.4.3. Педагогические работники, реализующие программу профессионального обучения водителей транспортных средств, в том числе преподаватели учебных предметов, мастера производственного обучения, должны удовлетворять квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках по соответствующим должностям и (или) профессиональных стандартах. 2.4.4. Повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения проводится один раз в три года в образовательных учреждениях и организациях реализующих программы дополнительного профессионального образования (учебных центрах), имеющих соответствующую лицензию. 2.4.5. Преподаватели и мастера производственного обучения, своевременно не прошедшие повышение квалификации, к педагогической деятельности не допускаются. 2.4.6. К педагогической деятельности не допускаются также лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений 2.4.1. устанавливаются законом. 3. Организация образовательного процесса 3.1 Организация образовательного процесса регламентируется рабочими учебными программами, учебными планами по каждой дисциплине, разрабатываемыми на основании примерных планов и программ, утвержденных Министерством образования и науки России, а также календарным планом-графиком подготовки водителей транспортных средств, расписаниями занятий и графиком очередности обучения вождению, утвержденными руководителем образовательного учреждения. При разработке рабочих учебных планов должно быть обеспечено: – выполнение квалификационных требований, определенных образовательными стандартами и примерными программами; – сохранение номенклатуры и наименований предметов, экзаменов, зачетов и общего количества часов, отведенного на их проведение. При разработке учебных планов и программ образовательному учреждению и организации предоставляется право: – изменять последовательность изучения тем предметов и отработки упражнений по практическому вождению транспортных средств, перераспределять время на изучение тем и выполнение учебных заданий; – в пределах общего времени, отведенного примерной программой на изучение конкретной дисциплины, устанавливать время, отводимое на виды занятий (лекции, семинарские занятия, практические занятия, самостоятельную подготовку); – увеличивать отдельным учащимся время, отводимое на проведение практических занятий по вождению транспортных средств; – дополнять количество и содержание упражнений по практическому вождению транспортных средств, учитывая особенности региона и возможности имеющейся учебной базы. 3.2 Техническое состояние учебных транспортных средств контролируется в соответствии с требованиями Правил проведения технического осмотра и нормативно-правовых актов, правил, стандартов и технических норм, устанавливающих требования к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации транспортных средств и дополнительного оборудования, установленного на них. В учреждении приказом руководителя назначается ответственное лицо за техническое состояние, эксплуатацию транспортных средств и обеспечение безопасности дорожного движения, организацию предрейсового медицинского контроля мастеров производственного обучения вождению. Проверка технического состояния автомобилей и проведение предрейсового медицинского контроля отражаются в путевом листе. Мастера производственного обучения вождению несут ответственность за техническое состояние транспортных средств, согласно Приказа, чистоту и порядок в салоне автомобиля, им запрещается во время обучения курить в автомобиле, привлекать обучающихся к уборочно-моечным и ремонтным работам, не предусмотренным программой обучения. Мастера производственного обучения вождению обязаны проходить ежедневно предрейсовый медицинский контроль. Учебные транспортные средства, предназначенные для практических занятий по вождению, должны быть оборудованы в соответствии с пунктом 5 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и соответствовать ГОСТ Р 55887–2013. Учебные транспортные средства должны быть зарегистрированы в подразделениях ГИБДД по месту нахождения (регистрации) владельца транспортного средства. 3.3 Прием граждан на обучение производится по предъявлении следующих документов: — заявления поступающего; — медицинской справки, установленного образца, о профессиональной пригодности к управлению соответствующими транспортными средствами; — паспорта или документа, его заменяющего; — фотографии 3*4; — водительского удостоверения (при наличии); — водительской карточки (при наличии). 3.4 Для зачисления обучающегося в группу, между Потребителем (организация или гражданин, заказывающий образовательные услуги для себя лично) и Исполнителем (образовательным учреждением или организацией) должен быть заключен договор на оказание образовательных услуг, в котором должны быть отражены обязательства сторон и ответственность в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Зачисление обучающихся осуществляется на основании заявления поступающего, оформляется приказом руководителя образовательного учреждения. 3.5 Отчисление и выпуск обучающихся оформляются приказами по образовательному учреждению; 3.6 Обучающийся может быть отчислен из образовательного учреждения в следующих случаях: — по собственному желанию; — при невыполнении обучающимся условий договора об оказании образовательных услуг. 3.7 Учебные группы по подготовке водителей транспортных средств создаются численностью не более 30 человек формируются в списки учащихся установленной формы . 3.8 С целью упорядочения приема квалификационных экзаменов и предварительной проверки кандидатов в водители по базам данных водителей, лишенных права на управление транспортными средствами, не менее чем за 20 дней до окончания обучения направляют в МРЭО ГИБДД списки обучающихся учебной группы и заявку о приеме квалификационных экзаменов с указанием даты окончания обучения. 3.9 Основными формами обучения являются теоретические, лабораторно-практические, практические и контрольные занятия, самостоятельная подготовка. 3.10. Учебная нагрузка при организации занятий в форме очного обучения не должна превышать 6 часов в день и 36 часов в неделю. Режим обучения может быть ежедневным и от 2 до 6 дней в неделю. Теоретические занятия по каждому предмету должны планироваться, как правило, не более 6 часов в день, лабораторно-практические — 4 часов. В течение дня с одним обучаемым по вождению автомобиля разрешается отрабатывать: на автотренажере не более 2 часов, на учебном автомобиле не более 4 часов. 3.11 Продолжительность учебного часа теоретических и лабораторно-практических занятий — 45 минут (академический час), а практических занятий по вождению автомобиля — 60 минут (астрономический час), включая время на постановку задач, подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. Допускается проведение теоретических, лабораторно-практических занятий спаренными часами, по 90 минут без перерыва, а между часами с соответствующим увеличением времени на перерывы. Продолжительность учебного времени не должна превышать в рабочие дни 6 часов. 3.12 Теоретические занятия проводятся преподавателем, лабораторно-практические по устройству и техническому обслуживанию автомобиля — преподавателем совместно с мастером производственного обучения, практические занятия по вождению автомобиля проводятся мастером производственного обучения вождению индивидуально с каждым обучаемым. Лабораторно - практические занятия по устройству и техническому обслуживанию автомобилей и оказанию первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии проводятся в составе бригад после изучения соответствующего теоретического материала по одной или нескольким темам. 3.13 Теоретические занятия проводятся в специально оборудованных кабинетах (классах) в составе учебной группы с целью изучения нового материала, согласно расписания теоретических занятий. Результаты проведения занятий заносятся в журнал учета теоретического обучения. 3.14 Лабораторно-практические занятия проводятся в лабораториях по устройству и техническому обслуживанию автомобиля с целью закрепления теоретических знаний и выработки у обучающихся умений и навыков в работе на изучаемой технике. Лабораторно-практические занятия могут проводиться фронтальным, индивидуальным или комбинированным методами. При фронтальном методе все обучающиеся учебной группы одновременно выполняют одни и те же работы на одинаковой материальной части. При индивидуальном методе каждая бригада выполняет работу, отличную от той, которая выполняется в то же время другими бригадами, или же одинаковую с ними работу, но на других образцах материальной части. Комбинированный метод- представляет собой различные сочетания фронтального и индивидуального методов. Выбор методов проведения лабораторно-практических занятий определяется целями занятия и возможностями учебного оборудования. 3.15 Занятия по практическому вождению проводятся индивидуально с каждым обучаемым на автотренажерах (при наличии), закрытых площадках (площадках для учебной езды) и учебных маршрутах, утвержденных руководителем образовательного учреждения. При подготовке водителей практические занятия по вождению транспортных средств- проводятся в три этапа: начальное обучение (на автотренажере или транспортном средстве), вождение на учебном автодроме (закрытой площадке для учебной езды) и вождение в реальных дорожных условиях по учебным маршрутам. 3.16 Проведение занятий по Основам законодательства в сфере дорожного движения и Основам безопасного управления ТС необходимо планировать до начала отработки соответствующих упражнений по вождению автомобилей. 3.17 Мастер производственного обучения вождению при проведении занятий должен иметь: водительское удостоверение, свидетельство на право обучения вождению, свидетельство о регистрации транспортного средства, путевой лист, расписание практических занятий, схему учебных маршрутов, индивидуальную карточку учета обучения вождению обучающегося. 3.18 Контроль качества усвоения пройденного материала осуществляется преподавателем (мастером производственного обучения) в ходе проведения занятий с выставлением оценок в индивидуальной карточке учета обучению вождению автотранспортных средств. При проведении теоретических занятий должно быть опрошено не менее 3-4 человек, а в ходе лабораторно - практических занятий оценка выставляется каждому обучающемуся. 3.19 Контроль за качеством проведения занятий преподавателями и мастерами производственного обучения осуществляется руководством образовательного учреждения с записями в журналах учета занятий. 3.20 Для определения качества усвоения учебного материала и оценки знаний обучающихся, осуществляется текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, согласно установленных форм, порядка проведения, утвержденного расписанием образовательного учреждения по каждой программе подготовки водителей транспортных средств. По результатам итоговых занятий определяется готовность каждого обучающегося и в целом учебной группы к итоговой аттестации. Лица, получившие по итогам промежуточной аттестации неудовлетворительную оценку, к сдаче квалификационного экзамена не допускаются. 3.22. Профессиональная подготовка завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний. Проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводится по предметам, согласно программам подготовки: 1. "Основы законодательства в сфере дорожного движения"; 2. "Устройство и техническое обслуживание транспортных средств категории "В" как объектов управления"; 3. "Основы управления транспортными средствами категории "В"; Промежуточная аттестация и проверка теоретических знаний при проведении квалификационного экзамена проводятся с использованием материалов, разработанным образовательным учреждением экзаменационным заданиям (вопросам), билетам, тестам по отдельным учебным предметам учебного плана подготовки водителей в рамках примерных учебных программ, утвержденных Министерством образования и науки России. 3.23. Практическая квалификационная работа при проведении квалификационного экзамена состоит из двух этапов: На первом этапе проверяются первоначальные навыки управления транспортным средством на закрытой площадке или автодроме. Экзамен по практическому вождению автомобиля проводится в соответствии с Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права управления транспортными средствами, действующей в настоящее время. Уровень подготовленности обучающихся - оценивается на каждом этапе по четырехбальной системе. На первом этапе (площадка для учебной езды): — «отлично» — при выполнении каждого из упражнений без штрафных баллов; — «хорошо» — при получении на каждом упражнении не более двух штрафных баллов; — «удовлетворительно» — при получении на каждом из упражнений не более четырех штрафных баллов; — «неудовлетворительно» — при получении пяти и более штрафных баллов на любом из упражнений, после чего экзамен прекращается. На втором этапе осуществляется проверка навыков управления транспортным средством категории «В» в условиях дорожного движения. На втором этапе (на учебном (контрольном) маршруте в условиях реального дорожного движения): — «отлично» — при прохождении маршрута без штрафных баллов; — «хорошо» — при получении не более двух штрафных баллов; — «удовлетворительно» — при получении не более четырех штрафных баллов; — «неудовлетворительно» — при получении пяти и более штрафных баллов. Итоговая оценка по вождению выставляется по низшей, полученной на двух этапах. 3.24. Итоговая аттестация выпускников проводится аттестационной комиссией, состав которой формируется и утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Аттестационная комиссия формируется из преподавателей и мастеров (инструкторов) производственного обучения данного образовательного учреждения или организации. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, обеспечивающий единство требований, предъявляемых к выпускникам. 3.25. Выпускники, не прошедшие итоговую аттестацию, допускаются к повторной аттестации после дополнительной подготовки на условиях, определенных Уставом образовательного учреждения или договора. 3.26. В случае если обучаемый получил неудовлетворительную оценку по какому-либо предмету, либо части экзамена по практическому вождению автомобиля, пересдача ранее сданных предметов (первого этапа экзамена по практическому вождению автомобиля) не требуется. 3.27. Положительные оценки, полученные на теоретических экзаменах, действительны в течение 3 месяцев. 3.28. Положительная оценка, полученная на первом этапе экзамена по практическому вождению автомобиля, считается действительной в течение срока действия положительных оценок, полученных на теоретических экзаменах. 3.29. Результаты итоговой аттестации оформляются протоколом, который подписывается председателем, членами экзаменационной комиссии, руководителем образовательного учреждения и скрепляется печатью. С обучающимся подписывается акт выполненных работ. 3.30. Лицам, положительно аттестованным, выдаются свидетельства установленного образца. 3.31. Свидетельства об окончании обучения по программам подготовки и переподготовки водителей транспортных средств не являются документами на право управления этими транспортными средствами, а предъявляются в органы ГИБДД при сдаче квалификационных экзаменов для получения водительских удостоверений на право управления соответствующими категориями транспортных средств. 3.32. В случае утраты свидетельства образовательное учреждение выдаёт справку об обучении в данной организации на основании личного заявления и протокола экзаменационной комиссии. 3.33. Свидетельства об окончании обучения имеют серию и типографический порядковый номер. Учет выданных свидетельств осуществляется в образовательном учреждении по отдельному реестру, а так же в соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водитель» от 05.08.14 г. №АК-2203/06 Министерства образования и науки России. Документация, подтверждающая обучение, итоговую аттестацию, получение свидетельства о прохождении обучения, хранится в образовательном учреждении в соответствии с утвержденной номенклатурой дел. 3.34. После прохождения итоговой аттестации, получения свидетельства, выпускники сдают экзамены в подразделениях ГИБДД на получение водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортными средствами соответствующей категории. 3.35. Квалификационные экзамены в подразделениях ГИБДД проводятся в рамках утвержденных Министерством образования и науки России примерных учебных программ и в соответствии с установленными «Правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений». Анализируя квалификационные требования, сопоставляя их с насыщенностью учебного процесса, необходимо тщательнейшим образом подбирать методы и формы обучения, корректируя их с учетом качественного состава кандидатов в водители, полового и возрастного ценза, личностных и психофизиологических особенностей, а также способностей к овладению новыми специальными знаниями и умениями.